Старославянские поминальные обычаи
На традиционные ритуалы проводов человека в последний путь повлияли 2 типа культуры – язычество и христианство. Поминальный обряд также объединяет в себе и церковные и старославянские обычаи.
Языческая тризна или помин
Поминальный обряд у древних славян назывался Великой Тризной. В самые древние времена ее справляли на третий день после смерти сразу после сожжения умершего. Славяне считали, что в это время душа покидает мир живых – Явь и уходит к миру предков – в Навь. В этот день покойного обмывали, обряжали и сжигали на поминальном костре. После этого ритуала на месте кремации возводили холм – прообраз нынешнего варианта могилы. Вокруг него по обряду было нужно плясать, веселиться и состязаться в воинских умениях в честь усопшего. По верованиям, такие проводы помогают душе добраться до мира предков и стать надежным покровителем рода.
Позже языческие тризны стали проводить еще дважды – через неделю после кончины (неделя у славян равнялась 9 дням) и через 40 дней. Недельные поминки означали прощальный пир и символизировали проводы умершей души, а на 40-й день праздновался окончательный уход души в Навь. В это время готовились самый веселый и богатый пир, который начинался у поминального холма и продолжался в доме покойного.
Языческие обычаи в современной жизни
Несмотря на явные различия, некоторые моменты организации похорон в Москве и других городах имеют явные языческие корни. К примеру, кремация в ее современном виде, вполне соотносится с погребальным костром. Также идентичны сроки поминальных служб – после похорон, на 9-й и 40-й день.
Некоторые люди также придерживаются традиции класть в гроб личные вещи покойного: любимые им вещи (очки, часы, книги, игрушки для детей). Сохраняется обряд завешивания зеркал в доме умершего до его похорон – считается, что без этого душе будет сложно найти вход в мир умерших. Эти привычные обряды имеют языческие корни. Они тесно связаны со славянской культурой и используются наравне с христианскими ритуалами.