Как менялась смертная одежда на протяжении времени?
Жизнь человека подчиняется определенным обрядам от рождения до самой смерти. В современно обществе эта обрядовость выражена не ярко, однако до сих пор многие соблюдают некоторые ритуалы: после рождения ребенка не показывают посторонним первые 40 дней, на свадьбу надевают белое платье и загодя готовят одежду для смерти.
Под понятием «смертный узел» у христиан подразумевался набор необходимых вещей для покойника. С течением времени состав погребальной одежды менялся.
Дореволюционный период
Деревенская погребальная одежда представляла собой небольшой набор вещей, чаще всего нательных. К ним относились кальсоны (для мужчин), рубаха, портянки и лапти. В брюки покойника не обряжали. Женщин клали в домотканых рубахах простого кроя. Из обуви на усопшей также были лапти.
Такой наряд готовился загодя. Рубахи шились живыми нитками без узлов, при этом у старообрядцев ткань не резали, а рвали руками, выворачивая ее после «от себя». Такая одежда не предназначалась для каких-либо иных целей, а была специальной.
Изготовление «смертного узла» также было ограниченно временными рамками: вещи не шили в праздники. Мужчине такую одежду готовила женщина – жена или близкая родственница. Городских жителей хоронили в верхнем платье, мужчин – в брюках и сюртуках (для сословных граждан), в рубахах и брюках – для рабочих.
Послереволюционный период
Политический строй страны диктовал запрет на проведение каких-либо обрядов, проведение похорон с ритуалами отпевания, соборования делалось зачастую тайком. Также тайно собиралось одежда для смерти. В большинстве городов покойных хоронили в костюмах, идентичных одежде живых. Отличие от современных «смертных узлов» заключается в строгой комплектации. Так, для женщин-покойниц обязательное одеяние состояло из белья, платья, пояса, чулок/колгот /рейтуз (на выбор), обуви, носового и головного платка. Для мужчин обычный набор был таким: белье, костюм с сорочкой, обувь и носовой платок.
Единственное отличие смертной одежды от того, что покупали или шили для живых, – наличие савана. Он не имел швов, мужской отличался от женского кроем. Для мужчин саван кроили по косой, женский – со сборками.
Вся одежда для похорон должна была отличаться рядом требований:
- Новая. В старых вещах покойника почти никогда не хоронили, за исключением тех ситуаций, когда не было иного выхода. Для бедных сельчан, не приготовивших заранее одежду для погребения, ее собирали по родственникам и соседям.
- Удобная. Одежда подбиралась по предпочтениям живого человека. Так платье для женщин чаще всего было светлым, костюмы для мужчин – из смешанных тканей, которые слабо мнутся. Обувь была без каблуков, но с пяткой.
- Сдержанных расцветок и кроя. Платье должно обязательно иметь рукава и быть не распашным, а прямым, цельнокроеным с небольшим вырезом.
- Если умирала девушка, ее хоронили в подвенечном платье.
Настоящее время
Несмотря на экономическое и социальное различие с прошлым веком, выбор смертной одежды у христиан учитывает традиции. Так, покойника обязательно обряжают в новое. При этом цвет, покрой костюма и платья не регламентируется и может быть любым. Большинство христиан продолжают придерживаться правил о достойно выглядящем усопшем, поэтому для покойного подбирается не кричащая, скромная, но достойная одежда и обувь.